Энциклопедия обо всем на свете. Роль знаний в жизни людей. Энциклопедия знаний.

Дассо. Часть 2. "Холодная" война и мировая политика.

Годы «холодной войны» открыли перед Дассо огром­ные экономические возможности. Он понял, что для пол­ного использования конъюнктуры нужно самому бросить­ся в волны политической жизни. В 1951 году он становит­ся депутатом французского Национального собрания от союза голлистов, а затем членом парламентской комис­сии по делам авиации. Позднее один из заместителей председателя Национального собрания так говорил об этом: «На самом деле Дассо — никакой не политик. Он стал депутатом парламента и пустился в борьбу на политической арене только для того, чтобы легче найти контакты с важными для него с деловой точки зрения министрами». Во всяком случае, остается фактом, что в 1947 году, когда генерал де Голль временно удалился от политических дел, Дассо остался по-прежнему голлистом. Все это время, которое де Голль и его сторонники называли «переходом через пустыню», он от начала и до конца поддерживал связь с генералом, удалившимся в одиночестве в провинцию, а потом много лет снова на­правлявшим французскую политику.

Годы «перехода через пустыню» Дассо использовал для укрепления своих деловых позиций. Применяя испы­танный метод, выработанный им еще в 30-е годы, он пригласил к себе на работу в концерн десятки талантли­вых офицеров из генерального штаба. Здесь был и гене­рал Галуа, теоретик французских атомных исследований, ставший коммерческим директором компаний Дассо, и ге­нерал Левек, назначенный генеральным директором про­ектных организаций Дассо. Сама «империя Дассо» тоже расширялась. Помимо пакета акций «Дженерал моторз» владелец авиакомпании приобрел еще значительную часть акций «Ройял датч-Шелл». Находившийся в его собст­венности Парижский коммерческий банк, шестое по вели­чине кредитное учреждение Франции, с каждым годом разрастался, и его связи очень быстро оплели всю эко­номическую жизнь Франции, от строительства особняков до газетных концернов.

Кстати, эта «газетно-журнальная» часть его предпри­нимательской деятельности заслуживает особого внима­ния, потому что дает представление о Дассо как о чело­веке, о его образе жизни и политических связях, которые обычно остаются незамеченными, где-то на заднем плане.

Газета Дассо «Жур де Франс» на первый взгляд — этакий обычный дамский люкс-журнал. Однако на стра­ницах его никогда не появляются цветные, чернокожие, бородатые молодые люди и строго-настрого запрещено помещать истории или фотографии с упоминанием о смерти. Это единственный журнал в мире, который не опубликовал фотографий об убийстве Кеннеди. Дассо не пьет и не курит и очень мало ест. Любимое его блюдо — французские колбаски (сосиски), но и их врачи ему запретили. Дассо иногда появляется сам в редакции журнала, чтобы проверить, о чем написано в гастрономи­ческой рубрике.

Но за ослепительно яркими красками обложки жур­нала могут иногда скрываться связи политического ха­рактера. Издатель журнала генерал Жилен де Бенувиль стал затем шефом службы пропаганды на предприятиях Дассо. Когда генерал де Голль пришел к власти, подго­товил этот приход в основном Жак Сустель, экс-генерал-губернатор Алжира, близкий друг главного редактора «Жур де Франс». Теперь уже имеется много документов и мемуаров, которые в один голос свидетельствуют: в то время генерал Сустель устроил свою штаб-квартиру в редакции «Жур де Франс», и взятию власти де Голлем Дассо способствовал, предоставив в распоряжение Сустеля неограниченные кредиты.

Есть один эпизод, достойный страниц детективного романа. В мае 1964 года перед дворцом Дассо два чело­века в масках похитили возвращавшуюся со званого ужина супругу французского авиационного короля. Разу­меется, тогда алжирская авантюра уже давно кончилась. Сустель скрылся и жил в изгнании, и реальная политика де Голля заставила ОАС уйти с политической арены. В ходе расследования полиция выяснила, что похищени­ем мадам Дассо руководил гангстер — «оасовец» по фа­милии Жан-Жак Казанова, который в «более счастливые времена» был мелким служащим в «Жур де Франс», где занимался только тем, что отвозил рукописи и гранки из редации в типографию.

По Парижу распространились самые дикие слухи о судьбе мадам Дассо. Поговаривали, что «тайная армия» ОАС в союзе с мятежником Сустелем требует в обмен за жизнь мадам Дассо освобождения брошенных в тюрь­му де Голлем мятежных генералов.

Однако история эта разрешилась быстрее и проще. Уже через 18 часов после похищения мадам Дассо генерал Бенувиль, главный редактор «Жур де Франс», отправился в Швейцарию, где свили свое гнездышко гангстеры из ОАС. 24 часа спустя мадам Дассо была уже на свободе. Ее нашли неподалеку от Парижа, на одном заброшенном хуторе, в полном здравии и невредимой.

Во всяком случае, эпизод очень красноречиво говорит о том, что влияние людей Дассо даже в кругу самых яростных противников де Голля было велико и в такой момент, когда их организация собиралась уничтожить самого де Голля.

При всей малодостоверной «красочности» этих детек­тивных историй о Дассо, несомненны его способности — организаторские и авиационного конструктора.

Правая рука «отца» французской авиации — генерал Галуа так говорил об этом: «Убежденность Дассо, что нельзя построить самолет коллективно, остается в силе. Он считает, что самолет — это произведение искусства. А три художника совместно не могут нарисовать портрет Моны Лизы. Должен быть один командующий и целая армия, следующая за ним». В случае с Дассо нет сом­нения, кто командующий. Он лично решает самые слож­ные вопросы конструирования прототипов и держит в своих руках контроль над их изготовлением. Его излюб­ленная привычка: в пятницу после полудня он появлялся в центре «прототипов», находящемся возле Парижа, и задерживал там на «уикенд» руководителей и конструк­торов, чтобы еще раз проверить проекты, покритиковать или внести в них изменения.

Разумеется, возможно это только потому, что самоле­тостроительный завод «Авьон Марсель Дассо» неболь­шой в сравнении с крупными американскими самолето­строительными предприятиями. В нем занято «всего-на­всего» 15 тыс. рабочих, и заботы по изготовлению деталей он на подрядных основах перепоручает другим фирмам и в первую голову — государственной компании «Аэро-спасьяль». Однако ключевые позиции в конструировании самолетов Дассо держит в своих руках, а его ведущие инженеры — «универсалы», в отличие от американских «узких специалистов», каждый из них может сконструи­ровать весь самолет от начала до конца.

Эти методы конструирования делают возможным при­менение многих технических новшеств. Так, например, был создан «Мираж-3», истребитель-бомбардировщик, который составлял основу французских военно-воздуш­ных сил и в 1967 году сыграл исключительную роль в решении исхода израильско-египетской «шестидневной войны». (Вместе с тем Дассо «по деловым соображени­ям» продает свои «Миражи-3» одновременно и Израилю, и арабам.)


blog comments powered by Disqus
 


Рекомендуем

Поиск

Последние обновления

Теория ведра с крабами.

Есть такая чудесная штука, называется crab bucket theory — «теория... Подробнее...

Загадки группы и резуса крови.

У людей выявляют 4 основных группы крови: 0 (1), А (2), В (3),... Подробнее...

Перестаньте хвалиться тем, что еще не сделано.

Никому не говорите о покупке, которую собираетесь совершить.... Подробнее...

"Не трогайте полотенце для рук". Секреты отелей, о которых вы не знали.

Посетители сайта Quora, где на любой вопрос можно получить... Подробнее...

Ученые рассказали о простом способе войти в измененное состояние сознания.

Контрольной группе удалось достичь результата без использования... Подробнее...

Что делать если «залипла» на мужчину?

Довольно часто на одном из этапов отношений женщина начинает... Подробнее...

Что следует держать в секрете. Советы мудрецов.

1. Первое, что надо держать в секрете, говорят мудрецы -... Подробнее...

Как преодолеть апатию и приобрести энергию для жизни.

Невероятная статья, основанная на книге Рами Блекта, которая... Подробнее...

Самое популярное

Copyright

© 2010-2019 «Smalltalks.ru».
Любое использование материалов сайта допускается только при наличии активной ссылки на этот ресурс.